понедельник, 16 ноября 2009 г.

Ищите женщину? - Притчи 31

Каждый раз после прочтения книги Притчей 31 главы, я чувствовала волнение. Мне так хотелось понять, что же это значило тогда, много веков назад, быть этой женщиной... И какой именно? И что это значит сегодня? Однажды, я стала молиться и думать и искать понимания об этом отрывке...

Притчи 31:10-31 Гимн Женщине...
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и–светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур–одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота–одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее, –муж, и хвалит ее:
29 „много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!


Все кто читает Библию уже некоторое время, знают этот отрывок из Ветхого Завета. Словосочетание Женщина из "Притчи 31 глава" – уже стало для нас устойчивым…. Но кто же она – эта женщина? Как нам понять, что так прославляет автор? Чем она особенная?
Может быть вы знаете, что в еврейском оригинале этот отрывков – акростих - то есть каждая следующая строка начинается на букву еврейского алфавита – по порядку…И предполагаетя что он – как и другие стихотворения должен звучать в рифму... Подобные примеры вы можете встретить в книге Псалмов – есть Псалмы, которые написаны в форме акростиха...
Эти слова не являются рассказом о какой-то конкретной женщине. Это – гимн Женщине. В древнем Израиле женщины представляли собой самый незащищенный слой общества, поэтому наш удивительный заботливый Бог многими заповедями напоминал своим мужчинам, как нужно позаботиться о женщинах, этих немощных сосудах. О нас.
Выбор жены имел в то время очень важное значение. Иудей во всем зависел от своей жены – не только он, но и следующее поколение – его дети. Мужчина имел свои занятия, он не занимался работами по дому или приготовлением еды – за исключением особых случаев - помните Иакова и Исава. А женщина - напротив – должна была освоить не только женские хозяйские дела, но и была готова взять на себя выполнения функций и своего мужа – когда он уходил на войну. А случалось так, что муж так и не возвращался – и тогда – если не находилось родственника-покровителя – ей приходилось выполнять две обязанности – свою женскую и мужскую – пока не подрастали старшие сыновья… Чем дальше Израиль отступал от Бога, тем меньше был шанс найти родственника-покровителя, ведь все дети, рожденные от этого союза должны были продолжить род умершего мужчины, носить его имя.
В Ветхом Завете мы читаем о том, что особым благословением было - иметь сыновей – ведь дочку позже пришлось бы отдать в чужой дом, а вот сын – мало того, что оставался рядом с отцом и матерью, он еще и приводил в дом жену. Обычно когда жених говорил что идет приготовить место для жительства себе и молодой жене – речь шла не о покупке нового участка и возведении нового дома! Нет, в земле обетованной было ограниченное пространство, к тому же уже изначально разделенное между племенами Израиля при Иисусе Навине. Жених же чаще всего просто напросто делал пристройку к дому своих родителей. Давайте посмотрим на значение некоторых слов в первом стихе этого гимна, и немного подумаем о роли женщины в древнем Израиле...
Мы посмотрим только на один первый стих этого гимна. Уверена, что мы сможем найти много полезного и интересного для себя.
10 Кто найдет добродетельную жену? .....
Добродетельную? Что это за слово? Как его понять?
Библейский Словарь Стронга дает такой перевод:
חיל [хаил] 1. сила, мощь, способность;
2. богатство, имущество;
3. достоинство, благородство;
4. мужество, храбрость, доблесть;
5. войско, полчище.
Для того, чтобы лучше узнать значение слов, нужно определить в каком контексте оно употребляется. Особенно учитвая, что мы хотим понять, какое значение в это слово вкладывали люди, писавшие об этом почти 2700 лет назад!
Итак, наше слово, которое используется в оригинале – переведено как «добродетельная» в русском в этом стихе, но в других местах в Ветхом Завете оно используется не только в этом значении:
Всего это слово и однокоренные с ним встречаются в Ветхом Завете 228 раз. Довольно часто – не так ли? И только в двух случаях они относятся к женщинам!
Когда речь идет о женщине в книге Притчей -
Прит 12:4 Хаил (Добродетельная ) жена–венец для мужа своего; а позорная–как гниль в костях его.
Прит 31:10 Кто найдет хаил (добродетельную) жену? цена ее выше жемчугов;
Прит 31:29 „много было жен хаил (добродетельных), но ты превзошла всех их".

А также когда Вооз обращается к Руфи:
Руфь 3:11 итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина хаил (добродетельная);
Интересно что немного выше – это слово используется для характеристики самого Вооза:
Руфь 2:1 У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма хаил (знатный) , из племени Елимелехова, имя ему Вооз.
Оно используется как характеристика еще нескольких известных нам личностей:
Отца будущего первого царя Израиля:
1Цар 9:1 Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек хаил (знатный).
Будушего второго царя Израиля – Давида:
1Цар 16:18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека хаил (храброго) и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.
Небезызвестного Гедеона из малочисленного колена Вениаминова..
Суд 6:12 И явился ему (Гедеону) Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, хаил (муж сильный)!
И даже - в отношении Бога и силы, которую Он дарует:
Авв 3:19 Господь Бог– хаил (сила) моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!
Мне кажется, что уже на данном этапе такое описание женщины начивает вызывать интерес. То ли еще будет!
Это же слово употребляется как имя существительное, когда речь идет о силе:
2Цар 22:33 Бог препоясует меня хаил (силою), устрояет мне верный путь;
2Цар 22:40 Ты препоясываешь меня хаил (силою) для войны и низлагаешь предо мною восстающих на меня;
Чис 24:18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит хаил (силу) свою!
Пс 60:12 (59-14) С Богом мы окажем хаил (силу), Он низложит врагов наших.
Пс 118:16 (117-16) Десница Господня высока, десница Господня творит хаил (силу)!


Многократно оно используется в форме имени существительное и переводится как «войско» - таких отрывков большинство – я с вашего позволения их приводить не буду. Посчитаю позднее – но почти что 100 различных мест в Писаниях.
Еще одно частое упоминание – звучит в значении – «способный, храбрый, мужественный»
Причем оно используется как в отношении к кому-то о ком мы знаем что Бог благоволит к нему, так и о тех, кто были врагами народа Бога – то есть эта характеристика сама по себе не несет никакой окраски – это качество – «храбрые» «сильные» «способные» - оно может описывать и доброго и злого человека.
Нав 10:7 Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи хаил (храбрые).
Суд 3:29 И побили в то время Моавитян около десяти тысяч человек, все здоровых и хаил (сильных)
, и никто не убежал.
Когда Бог обращается к руководителям народа или военачальникам, которых Он избрал чтобы привести народ Свой к победе – Он дает следующие указания:
Быт 47:6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть хаил (способные) люди, поставь их смотрителями над моим скотом.
О таких же людях советует тесть Моисея – Иофор – священник Мадиамский – чтобы они облегчили для Моисея бремя лидерства.
Исх 18:21 ты же усмотри из всего народа людей хаил (способных), боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;
В целом, если говорить о том, каких людей на ответственные задания выбирали руководители израильского народа – то это были люди, которых можно было характеризовать этим словом:
Нав 8:3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек хаил (храбрых) и послал их ночью,
Суд 18:2 И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей хаил (сильных), из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там.
1Цар 14:52 И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. И когда Саул видел какого-либо человека сильного и хаил (воинственного), брал его к себе.
3Цар 1:52 И сказал Соломон: если он будет человеком хаил (честным), то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
1Пар 5:24 И вот главы поколений их: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил, мужи хаил (мощные), мужи именитые, главы родов своих.
1Пар 12:8 И из Гадитян перешли к Давиду в укрепление, в пустыню, люди хаил (мужественные), воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные–лица их, и они быстры как серны на горах.

В общем информация как говорится к размышлению.
Итак - это удивительная женщина, для характеристики которой используется уникальное слово! Слово, которое используется по отношению к женщине вне книги Притчей только один раз! Мало того книга Притчей – как мы знаем - царя Соломона, который был сыном внука Руфи!
Итак – глядя на Руфь мы можем понять, что это за характер. Ведь в остальных случаях – все что мы узнаем по поводу этой характеристики – это то, что помимо Руфи и жены из притчей это слово использовалось для описания храбрых, мужественных, мощных, исполненных силой МУЖЧИН, которые были способны принять на ебя ответственность, которые были избираемы для определенных заданий. А также это слово описывает силу!
И разве это слабая женщина – которая работает днем и ночью, строя планы, задумывая выгодные приобретения для семьи, которая управляет своим хозяйством в то время, как муж может посвятить себя решению духовных проблем своей общины…
(справа налево:) אשת חיל מי ימצא
Эйшес хаил ми эмцу? – Кто найдет сильную женщину?

Итак! Кто найдет? Кто не побоится повести за собой сильную женщину? Достойную, мужественную, храбрую, добродетельную... Бог безмерно благословит такого смельчака. Она сможет не просто следовать за ним в молчании или в страхе, но сможет стать помощницей по образу и подобию Того, о котором Давид говорил - Господь - помощник мой!
Мы можем временами быть сильными своей силой, но если мы хотим брать пример с Руфи – нам нужно учиться брать силы у Бога.
Руфь. В родной стране ее мужа и его отца - голод. Мужчины не хотят покориться Богу и уходят искать лучшей земли, плодородных полей – хотя все, чего Бог хочет, чтобы они взыскали Его, Господа... Представьте себе женщину, которая вышла замуж за слабого человека. Я не говорю, что ее муж был в общем слаб – но он был определенно слаб в вере – он выбрал себе жену не из народа Израиля. Это уже говорит нам о чем–то.
Но на чужбине умирают все мужчины их семьи. Руфь определенно учится о Боге от Ноемини. Ноеминь при этом тоже еще одна слабая духом женщина – она пытается отослать невесток в Моав. И Орфа уходит... И только настойчивость самой Руфи приводит ее к народу Божьему. Это все равно как вы бы отказывались приглашать человека на собрание – и не кого-то незнакомого, но родственника, а он решил преследовать вас и так вы оба и дошли до зала, где была проповедь... Это и в десятой части не отражает ситуации, которая была у Руфи.
Далее – Руфь берет на себя заботу о Ноемини. Ноеминь явно страдает – она даже решила изменить свое имя с Приятной (Ноеминь) на Горькую (Мара). Она возвращается домой, на родную землю – где когда-то она рожала сыновей – и это было почетно! – где она была счастлива возможно со своим мужем... Она возвращается... И глядя на то, какую репутацию имеет Руфь – у которой были все шансы быть непринятой, чужой, на нее косо глядели, она трудится и трудится... можно сказать, что ей потребовалось немало сил, чтобы жить такой жизнью в таких обстоятельствах.
Руфь – такая невестка, которая для свекрови – лучше семи сыновей! – говорят Ноемини в народе! Женщина, сильная, способная, достойная, которая стоит семи мужчин – а как мы помним – именно в сыновьях, в мужчинах было основное богатство еврейской семьи Ветхого Завета. И именно такой женщиной мы можем стать, если будем брать силу у Бога. Если покоримся Ему. Решим взыскать Его. Мы будем сильны Его силой, мы будем мужественными.

Руфь прошла через страдания – она стала частью семьи чужестранцев, она потеряла мужа. Она могла бы выбрать более легкий путь – выйти замуж снова – ведь она еще молода, но она ищет Бога. Она не знает обычаев Израиля и поэтому во всем слушается свою свекровь. И в результате – находит милость от Господа. Не только в том, что она - моавитянка - признана прекрасным примером, но что она становится прародительницей царя Давида – и не только Давида, ее правнуком является Соломон, но более чудесное то, что она упомянута в родословной Иисуса Христа Господа нашего.
Современный перевод Библейских текстов предлагает нам этот стих в таком виде:
Очень трудно найти совершенную женщину...
Действительно это трудно. Но еще труднее быть такой женщиной. Я хочу поддержать сестер. Женщина из Притчей 31 главы – это женщина, у которой на устах кроткое наставление, но и не только! Это женщина, которая облачена силой и достоинством. Которая имеет веру и с радостью встречает каждый новый день своей жизни, потому что ее надежда в Боге, Она - сильная, храбрая, мужественная и достойная, и цена такой женщины - выше жемчугов.

Фото Марии Ляшенко (с) 2008

Впервые опубликовано на http://www.RIV.kiev.ua 10 февраля 2009 года

1 комментарий:

  1. Хвала Богу за Его Слово, за такие примеры. Пусть Дух Святой побудит всех сестер считать за честь подражать женщине из 31й главы Притч и сохранит от желания подражать образам, которые навязываются женщинам в этом мире. Спасибо Маша!

    ОтветитьУдалить